Брусиловский прорыв

Гражданское воспитание

Проект концепции гражданского патриотического воспитания

На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор и получение профессионального образования, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. Таким образом, за относительно короткий отрезок жизни представители этой возрастной группы переживают смену своего социально-демографического статуса несколько раз, что в определенной степени влияет на специфику формирования гражданственности молодежи.

В этой связи наиболее эффективным является использование комплексного подхода в формировании гражданственности и патриотизма молодежи.

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ гражданского патриотизма — это переосмысление мотивов поведения, сути взаимоотношений государства и гражданина, воспитание мыслящего гражданина, способного противостоять манипуляциям со стороны деструктивных политических сил и средств массовой информации, имеющего независимое суждение, умеющего рационально обосновать свою точку зрения. Определяющим в подготовке к самостоятельной жизни нового поколения является соединение двух начал: воспитание граждан в духе уважения к закону и обществу, а также — развитие их инициативы, ответственности и умения пользоваться личными свободами, то есть формирование гражданской компетенции.

Патриотизм в этих условиях, проявляется не в борьбе, а в созидании: в труде, творчестве, воспитании и т. д., его можно назвать гражданским патриотизмом, основанным на чувстве гражданского долга, а не преклонении перед государством или ненависти к «чужакам».

ЗАДАЧИ ГРАЖДАНСКОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

  • формирование национального самосознания, гражданственности, патриотизма, менталитета российского гражданина и носителя национальной культуры;
  • приобщение молодежи к общечеловеческим нормам морали, формирование чувства уважения к законности и правопорядку, морально-правовым традициям и ценностям соответствующих национальных и социальных слоев и групп;
  • повышение уровня правосознания, деловой и общественной активности молодых граждан путем предоставления возможности пользоваться открытой научно-технической, социально-экономической, общественно-политической информацией, а также — информационными фондами сфер образования и культуры;
  • формирование гуманистически ориентированных мировоззренческих установок, самосознания, ценностно-мотивационной сферы личности, внутренней свободы и чувства собственного достоинства, потребности в благотворительной деятельности и милосердии;
  • развитие творческого потенциала и способности к саморазвитию личности, воспитание потребности в труде, целеустремленности и предприимчивости, конкурентоспособности во всех сферах жизнедеятельности;
  • воспитание у молодежи потребности в освоении ценностей общечеловеческой культуры, формирование эстетических ценностей и вкуса, стремления к созданию и приумножению ценностей духовной культуры, участию в культурной жизни российского общества;
  • глубокое и всестороннее овладение культурой своего народа, воспитание уважения к истории и культуре других народов;
  • формирование межкультурной компетентности и кросс-культурной грамотности, знаний о менталитете, ментальных ценностях и приоритетах своего и других народов; навыков межкультурной коммуникации в мультинациональной социальной среде.

ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

  1. Безответственность молодежи за принятые решения и поступки.
  2. Привитый (в течение 1991–2005) «культ потребления» чего-либо или кого-либо (многие молодые люди без зазрения совести готовы поменять гражданство из-за потребляемых благ).
  3. Деидеологизация — переоценка базовых ценностей (криминализация и социальное расслоение, экстремизм).

ВИДЫ ГРАЖДАНСКОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

  1. Духовно-нравственное — осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, ответственности и коллективизма.

    АСПЕКТ ВИДА №1
    Гражданско-патриотические и нравственно-эстетические идеалы и представления молодежи;
  2. Историческое — познание корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за выполнение конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, место и роль Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства.
    Включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности организации общества, осознание положений, требований начальников, старших должностных лиц.

    АСПЕКТЫ ВИДА №2
    1. Интересы и ценностная ориентация молодежи в области отечественной истории и краеведения;
    2. Знания об исторических особенностях и специфике развития межкультурных контактов и взаимодействий в России;
    3. Правовое образование на базе историографического просвещения молодежи.
  3. Ценностное воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян.
    Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству; гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам; почитание национальных святынь и символов; готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.

    АСПЕКТЫ ВИДА №3
    1. Осведомленность молодежи относительно семейных традиций, реликвий и родословной;
    2. Значимости коллектива молодежных организаций как «тренажера» социальных ролей в профессионально-трудовой сфере служения Отечеству, формировании гражданина. Надо признать, что любовь к Родине начинается с воспитания чувства родства, ответственности перед семьей, выполнения долга сына, дочери. В этой связи важно развивать сотрудничество молодежных объединений с родителями их членов.
  4. Профессионально-деятельностное — формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач.
    Оно включает: мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и высокоэффективно выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.

    АСПЕКТЫ ВИДА №4
    1. Степень включенности во временную трудовую деятельность студентов вузов, ссузов и ПУ;
    2. Инициативная деятельность стройотрядов;
    3. Инициативная (политическая, общественная и культурно-досуговая деятельность) рабочей и сельской молодежи.
    4. Инновационная и рационализаторская деятельность студенчества, работающей молодежи, ее стимулирование.
  5. Психологическое — формирование у молодежи высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях, способности преодолевать тяготы и лишения военной и других видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе подразделения, части.
    Оно включает: изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в коллективах; профилактику негативных явлений и проявлений девиантного поведения; снятие психологической напряженности, преодоление стресса, формирование психологических качеств с учетом особенностей различных категорий личного состава, каждой личности; индивидуально-воспитательную работу в процессе профессионального отбора и на основе его результатов.

    АСПЕКТ ВИД №5
    1. Степень включенности в досуговую инициативную творческую деятельность;
    2. Просветительская деятельность о социальных негативных явлениях в интернете (в сетевых СМИ, соцсетях).
  6. Воспитание на традициях служения государству как РОДИНЕ; традициях, представляющих собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы отношений в организации общества в виде порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением государственных задач, как своих личностных ориентиров, организацией государственной службы и быта.

    АСПЕКТ ВИДА №6
    Отношение к развитию социально-культурных технологий, основанных на этнокультурных традициях и особенностях народов, населяющих Россию на примере служения своей семьи государству.

МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ПО ВОПРОСАМ ГРАЖДАНСКОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ПО ВОПРОСАМ ГРАЖДАНСКОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Наши анонсы

Ожидаются