Стратегия
Стратегия действий по созданию и развитию Межрегионального научно-методического центра гражданского и патриотического воспитания Московского финансово-промышленного университета «Синергия»
На основе всероссийского патриотического движения «Ура!»
I. Часть общая
- Стратегия создания и развития патриотического движения России с координирующим органом на базе Межрегионального научно-методического центра патриотического воспитания МФПУ «Синергия» (далее — Стратегия) — документ, отражающий совокупность взглядов на патриотическую деятельность, ее место и роль в укреплении обороноспособности страны, развитии гражданского общества, решении социально значимых проблем, духовно-нравственном и патриотическом воспитании граждан.
- Нормативно-правовую основу настоящей Стратегии составляют: Конституция РФ, действующее законодательство РФ.
- Содержание настоящей Стратегии соответствует приоритетным задачам Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, в которой «...гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи» отнесены к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики.
- Стратегия призвана способствовать активизации важнейшего для общества и государства ресурса — патриота и социально ответственного инициативного гражданина — и направлена на создание благоприятных условий для воспитания молодых патриотов, внедрения инновационных методов и подходов в систему социального развития, формирования новых перспективных форм патриотического воспитания, развития отечественных исторических традиций.
- Основные понятия, используемые в Стратегии:
Патриотическое движение — объединение участников движения для решения задач по продвижению внутренних и внешних интересов Отечества.
Направления патриотического движения — объединение участников с учетом приоритета интересов таких как:- - поисковая деятельность;
- - военно-историческая реконструкция;
- - допризывная подготовка;
- - военная история;
- - генеалогия.
- Актуальность патриотического движения состоит в эффективности просветительской деятельности в патриотическом воспитании, через которую проходят участники движения, особенно подрастающее поколение. Десятки тысяч военнослужащих, ответственных работников органов власти, управления, правоохранительных органов, работников образования, возмужали и встали на ноги благодаря участию в патриотической деятельности в своей молодости. Патриотическое движение без преувеличения выгодно для государства, для становления отечественного гражданского общества, для социального развития, для экономического развития, для эффективного образования и молодежной политики.
Высокий патриотизм считается важнейшим источником стойкости морального духа. Патриотизм — это одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств. Это определение указывает на историческое развитие социального содержания патриотизма, опровергает идеалистическое объяснение его сущности как расового или биологического явления.
Вместе с тем объективно обусловлена необходимость новых подходов к военно-патриотическому воспитанию, учитывая ситуацию, возросшие интересы и запросы россиян, а также обстановку на международной арене, особенности нынешних взаимоотношений между государствами.
Глубокое понимание, необходимости укрепления обороноспособности страны, правильная оценка социальной значимости этого — важнейшее качество человека.
Если подходить к выяснению сущности военно-патриотического воспитания функционально, то оно, являясь составной частью идейно-воспитательной работы, представляет собой систематическую, целенаправленную деятельность по формированию у россиян высокого оборонного сознания, идейно-политических, морально-психологических и нравственных качеств, необходимых для вооруженной защиты Отечества. Одновременно это процесс овладения военно-техническими знаниями, физического совершенствования личности.
Опираясь на приведенное выше определение сущности военно-патриотического воспитания, следует отметить, что оно имеет свои более или менее очерченные границы, качественную определенность. Это позволяет выделить его специфические черты, цели, задачи, направления и средства.
Военно-патриотическое воспитание по своей направленности относительно общества выполняет свою главную социальную функцию — функцию активного, целенаправленного воздействия человеческого фактора на укрепление обороноспособности страны. По отношению к индивиду, классу или социальной группе исследуемая воспитательная система выполняет роль планомерного влияния на формирование гармонически развитой личности и, главным образом, ее оборонного сознания, чувства исторической ответственности за судьбы Родины, постоянной готовности к ее вооруженной защите.
С социологической точки зрения, как видно, можно говорить о собственно воспитательных функциях рассматриваемой системы. К ним следует отнести, во-первых, функцию военно-политической ориентации и формирования оборонного сознания, в процессе осуществления которой у подрастающего поколения формируются чувства патриотизма, политической бдительности, глубокое понимание каждым человеком своей социальной роли в укреплении обороноспособности страны и Вооруженных Сил, осознание этой роли как гражданского и воинского долга.
Во-вторых, это функция формирования готовности трудящихся, особенно молодежи, к ратному труду защиты своего Отечества, глубокого осознания возрастания социальной значимости воинской службы, любви к Вооруженным Силам, профессии офицера, привитие морально-психологического иммунитета к трудностям, устойчивости поведения личности в экстремальных условиях воинской деятельности. В-третьих, следует отметить коммуникативную функцию, заключающуюся в обеспечении преемственности социального опыта старшего поколения в сфере вооруженной защиты Отечества. И, наконец, в-четвертых, функция формирования нравственных качеств, необходимых для защиты Родины, посредством чего создаются героико-нравственные духовные идеалы.
Думается, что все вышеназванные функции отражают основные составные компоненты процесса воспитания (политическое, трудовое, нравственное), их преломление в такой важнейшей области человеческой деятельности, как вооруженная защита Отечества. Безусловно, все функции диалектически взаимосвязаны между собой, взаимопроникают и дополняют друг друга. В то же время каждая из них имеет и свою качественную определенность.
Названные функции обусловливают и основные направления военно-патриотического воспитания. К ним можно отнести: широкую пропаганду необходимости защиты Отечества, политики Российского государства, направленной на обеспечение высокой обороноспособности страны, разоблачение агрессивных замыслов наиболее реакционных кругов; формирование у юношества любви к Вооруженным Силам и воинской службе, информирование широких слоев населения о новых качественных изменениях, происходящих в военном деле, российской военной доктрине, профессии офицера и так далее; воспитание молодого поколения страны на боевых традициях русского народа, армии и флота; формирование у всех; людей высоких морально-психологических и нравственных качеств, необходимых для вооруженной защиты Отечества; овладение военными знаниями, умениями и навыками; физическое совершенствование личности, подготовка ее к перенесению возросших трудностей воинской службы.
Таким образом, система военно-патриотического воспитания отличается сложными, организационными связями, которые находятся в тесном взаимодействии.
Исходя из собственно воспитательных функций рассматриваемой нами системы, можно выделить следующие подсистемы:
- военно-патриотическое воспитание в процессе преподавания общественных дисциплин в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, техникумах и высших учебных заведениях;
- массовая военно-патриотическая и военно-шефская работа;
- начальная военная подготовка в общеобразовательных школах, ПТУ и техникумах, трудовых коллективах; деятельность военных кафедр высших учебных заведений; переподготовка воинов запаса;
- деятельность средств массовой информации и творческих союзов, направленная на военно-патриотическое воспитание населения.
Даже ближайшее рассмотрение этих подсистем говорит о функциональном отличии их друг от друга. В преподавании общественных наук превалирует, например, мировоззренческая функция, в начальной военной подготовке более ярко выражена по сравнению с другими функция привития молодежи военных знаний, умений и навыков, необходимых для вооруженной защиты Отечества, деятельность средств массовой информации, прежде всего, связана с военно-политическим информированием, усилия творческих союзов сосредоточиваются на формировании у людей социальной ориентации на героический нравственно-эстетический идеал.
Известно, что формирование оборонного сознания, постоянной готовности к защите Родины наиболее активно происходит в период службы молодых людей в рядах Вооруженных Сил. Здесь процесс военно-патриотического воспитания достигает наивысшей интенсификации, ибо на личность воздействуют не только все звенья воспитательной работы, но и сама воинская деятельность, условия, в которых она протекает, воинский коллектив.
Военно-патриотическое воспитание как целостная система активно взаимодействует с внешней (по отношению к ней) социальной средой. Механизм этого взаимодействия носит сложный характер, ибо многие трудно уловимые процессы, например спонтанно складывающееся общественное мнение, могут оказать не менее сильное воздействие, чем целенаправленная, хорошо отлаженная воспитательная система. Воспринимая различные факты противоречивости международной обстановки, люди дают им особую социальную оценку. Нарастающая или, наоборот, снижающаяся опасность войны оценивается ими в усиленном, гипертрофированном виде. В первом случае это чревато порождением неуверенности, беспокойства, даже паники, во втором пацифистскими настроениями. Вот почему система военно-патриотического воспитания должна быть постоянно нацелена на снятие этого дестабилизирующего влияния.
В то же время известные события могут вызвать повышение военно-патриотической активности. Так, например, события, связанные с ликвидацией последствий землетрясения в Армении, сопровождались активизацией патриотических и интернациональных чувств советских людей. В эти периоды увеличивался поток заявлений от трудящихся, молодых воинов армии и флота в военные комиссариаты, государственные и общественные органы с просьбой направить их в регионы. Что здесь важно для воспитательной практики? Взаимодействуя с окружающей средой, в данном случае воспитательная система должна ориентироваться не на близлежащие цели, а на перспективные, решать не частные, а всеобщие, главные задачи. На практике это не всегда делается. Часто возникающие позитивные процессы угасают, не вступив во взаимодействие с системой воспитания. В других случаях эта взаимосвязь обрывается на уровне только «мобилизационных» усилий со стороны последней.
Таким образом, организуя процесс военно-патриотического воспитания, очень важно учитывать подобные процессы, для того чтобы своевременно корректировать формы и методы воздействия на формирование оборонного сознания людей
Вместе с тем актуальность и необходимость развития и поддержки патриотического движения состоит в нерешённости в обществе многих проблем:
Поисковая деятельность
Это увековечения памяти о погибших при защите Отечества, что миллионами остались на бывших полях боёв без надлежащего погребения и отдания государственных почестей в период Великой Отечественной войны. Кроме этого периода, для России актуальными являются и другие войны и конфликты, где при исполнении воинского или служебного долга погибли граждане России, СССР и РФ. До недавнего времени период первой мировой войны оставался в тени второй, и лишь подписанный Президентом РФ В.В. Путиным 30 декабря 2012 года Закон внёс изменения в Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России», в соответствии с которыми перечень памятных дат России дополняется датой 1 августа — Днём памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914–1918 годов.
В то же время советско-финляндская война 1939-1940 гг., унесшая жизни около 126 тысяч воинов СССР, погибших в подавляющем большинстве на территории, отошедшей к СССР, так и осталась малоизвестной войной и ныне почти забыта. Её даты никак у нас не отмечаются, более того, в РФ нет ни одного памятника, посвящённого погибшим на этой войне солдатам. Такое положение вряд ли можно признать нормальным.
Военно-историческая реконструкция
- в историко-реконструкторском движении России не выработано единого воспитательного патриотического предложения и цели движения в целом;
- не до конца продуманная форма государственной регистрации того или иного историко-реконструкторского движения или клуба приводит подчас к самоизоляции, малой социализации, а также моментам дивеантного поведения некоторых представителей историко -реконструкторских клубов;
- разница в реальном социально-экономическом развитии регионов и структуре государственной региональной молодежной политики являются кардинальным препятствием для формирования молодежных историко-патриотических союзов, конфедераций или ассоциаций общероссийского или межрегионального характера;
- обособленность развития историко-реконструкторских клубов связана не только со временем избрания реконструируемого периода Российской или мировой истории,но и с этническим и религиозным многообразием России. Это, в частности, характерно для малых народов России Поволжского региона и связано с попыткой части националистически настроенной интеллигенции возродить архаические этнические религиозные культы.
Допризывная подготовка
- психологическую неустойчивость эмоционально-волевой сферы, трудности межличностного взаимодействия молодежи допризывного возраста;
- недостаточную популяризацию военно-технических и военно-прикладных видов спорта, а также технических профессий, имеющих военно-прикладное значение среди молодежи;
- слабую информационно-методическую базу учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» по разделу «Основы военной службы»;
- низкий уровень гражданской активности среди молодежи;
- большой удельный вес заболеваемости и хронических патологий среди молодежи допризывного возраста.
Генеалогия
Последние несколько лет в России можно наблюдать резкое увеличение интереса к генеалогическим и биографическим исследованиям. Люди пытаются отыскать свои корни, обмениваются друг с другом информацией, читают специальную литературу, используют всевозможные справочники, посещают места жительства своих предков, а часто находят и неожиданных родственников. Генеалогия на сегодняшний день одна из популярных тем и в Интернете. Но российского пользователя в первую очередь интересует возможность использования ресурсов Сети для поиска необходимой генеалогической информации по истории именно своей семьи и желательно на русском языке.
На сегодняшний день Интернет является одним из лучших и удобных в использовании исследовательских инструментов по генеалогии во всем мире, кроме России. В нем находится огромное количество информации по всевозможным источникам данных, организациям, правительственным учреждениям, профессионалам и просто любителям в различных областях знаний. Такого рода информацию можно найти практически по любой тематике, и генеалогия не является здесь исключением. Однако нужно отметить одну существенную деталь: все вышесказанное на сегодняшний день на 90% относится к зарубежным источникам информации. В западных странах (особенно США, Канада) уже много лет назад произведена компьютеризация всей архивной системы, причем в 90% случаев в базы данных занесены уже сами тексты архивных документов. Для поиска необходимого архивного генеалогического источника вы можете затратить 10-15 минут в независимости от того, где он хранится. В то же время для аналогичного поиска у нас могут понадобиться недели работы специалиста-генеалога, а не просто любителя.
II. Часть принципиальная
- Главным направлением работы участников Движения является эффективная помощь государству в патриотическом воспитании граждан в соответствии с законодательством РФ.
- Участники Движения реализуют на практике системный принцип организации деятельности по патриотической работе и реализуют следующие их разновидности:
- — поисковая деятельность;
- — военно-историческая реконструкция;
- — допризывная подготовка;
- — военная история;
- — генеалогия.
III. Часть практическая
- Организационный период по созданию Движения наступает с инициативой о его создания на слёте поисковиков, прошедшем 23-24 февраля 2013 года.
- Принятие на слёте решения о создании оперативного органа поисковых объединений в 13 субъектах РФ.
- 6-7 апреля будет принято решение о создании оперативного органа на слёте объединений военно-исторической реконструкции в 45 субъектах РФ.
- 20-21 апреля будет принято решение о создании оперативного органа на слёте объединений допризывной подготовки в 35 субъектах РФ.
- 5-6 мая будет принято решение о создании оперативного органа на слёте объединений генеалогического общества в 23 субъектах РФ.
- Структура Движения может выглядеть следующим образом:
- а)высший орган Движения — Съезд, собираемый 1 раз в 5 лет;
- б) для работы в период между Съездами избирается Совет Движения, собираемый на Пленумы 1-2 раз в год, численностью в 8-16 человек;
- в) для работы в период между Пленумами Совета Движения избирается Президиум Совета численностью в 3-5 человек;
- г) в регионах координацию усилий участников Движения осуществляют региональные отделения Движения;
- д) участниками Движения являются коллективные члены — юридические лица и организации без образования юридического лица, а также отдельные граждане РФ.
- Создание региональных отделений Движения на базе действующих юридических лиц — фаллиалов МФПУ «Синергия.
Принцип — одно региональное отделение на регион. - Участие Движения в совершенствовании законодательства и создании нормативно-правовой базы (Законов, Положений, Инструкций, форм отчётности).
- Обязательные отчёты региональных отделений Движения по результатам работ за период начиная с 2013 гг.
- Выработка механизма взаимодействия Движения с Министерством обороны РФ (далее МО РФ).
- Жёсткая привязка будущего финансирования затрат региональных отделений к качеству и своевременности их ежегодной отчётности.
- Создание системы профессиональной подготовки участников Движения, а также деятельность по воспитанию патриотически- ориентированного подрастающего поколения.
- Определение порядка финансирования программы работ и деятельности аппарата Совета Движения и региональных отделений в текущем 2013 г., в дальнейшем — планово на 3-хлетие.
- Разработка и осуществление программы по материально-техническому обеспечению (далее МТО) Движения и его региональных отделений, начало — осень 2013 г., основная часть МТО — на первую половину 2014 г., в дальнейшем — планово весной каждого года с учетом годовой амортизации, износа, поломок. В планы МТО региональных отделений включать МТО действующих региональных юридических лиц и граждан — участников Движения, своевременно и качественно представляющих планы и отчётность по проведённым работам.
Принципиально важно: первое поступление финансовых средств, для проведения работ, а также для их МТО необходимо уже в 2013 — 2014 гг., чтобы показать необходимость и значимость Движения для участников.
- Создание информационного центра Движения на базе Межрегионального информационно-методического центра патриотического воспитания МФПУ «Синергия» (далее МИМЦПВ ) в г. Москва и его сайта в сети Интернет.
- Выставочная и презентационная деятельность Движения и его региональных отделений — в Федеральном Собрании РФ (Совете Федерации и Госдуме), музеях центра и регионов, на конференциях, в Советах ветеранов, в средствах массовой информации, в сети Интернет. Создание сайта Движения в сети Интернет. Подготовка, печать и распространение печатной продукции Движения: книг, журналов, буклетов и т.п. с целью своевременного информирования граждан и организаций о деятельности Движения.
- Международная общественная деятельность Движения в рамках межгосударственного гуманитарного сотрудничества стран СНГ и дальнего зарубежья. Координацию международной деятельности будут осуществлять филиалы Межрегионального информационно-методического центра патриотического воспитания МФПУ «Синергия» находящиеся в странах СНГ.
IV. Часть техническая
- Разработка и введение единой символики, а также знаков отличия для участников Движения в рамках работы МИМЦПВ.
- Рассмотрение возможности и согласование механизма использования ведомственных баз, санаториев-профилакториев или домов отдыха МО РФ, МЧС РФ для временного размещения ,членов Движения проезжающих через столицу и нуждающихся в пристанище или отдыхе.
- Офис аппарата Совета Движения — г. Москва МФПУ «Синергия».
- Аппарат Совета Движения (6 чел.):
- а) председатель Совета;
- б) заместители председателя — 5 чел.;
- Аппарат регионального отделения Движения (6 чел., всего 14 отделений)
- а) Председатель регионального движения — штатный ответственный сотрудник филиала МФПУ «Синергия».